РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ
БОГРАДСКИЙ РАЙОН
АДМИНИСТРАЦИЯ БОГРАДСКОГО СЕЛЬСОВЕТА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ БОГРАДСКОГО СЕЛЬСОВЕТА
от «18» августа 2011г. №70-п
О принятии Концепции развития налоговой базы
Боградского сельсовета
В рамках реализации комплексной программы реформирования муниципальных финансов Боградского сельсовета, руководствуясь статьей 29, 41 Устава Боградского сельсовета, постановляю:
1. Принять Концепцию развития налоговой базы Боградского сельсовета (приложение).
2. Централизованной бухгалтерии администрации Боградского сельсовета учитывать положения Концепции при формировании бюджета Боградского сельсовета на очередной финансовый год.
Глава администрации
Боградского сельсовета Н.И.Волошин
Приложение
к Постановлению Главы
Боградского сельсовета
от «18»августа 2011 г. N 70-п
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ
БОГРАДСКОГО СЕЛЬСОВЕТА
Концепция определяет основные цели, задачи и направления политики Боградского сельсовета в отношении формирования и развития налоговой базы, направленной на увеличение налоговых поступлений в местный бюджет и повышение финансовой самостоятельности муниципального образования. Концепция направлена на создание условий для экономического роста, улучшения социально-экономической обстановки, а также инвестиционного климата в Боградского сельсовета.
1. Оценка состояния налоговой базы
Боградского сельсовета
Формирование доходной части бюджета Боградского сельсовета в 2006 - 2009 годах происходило в условиях реформ местного самоуправления, межбюджетных отношений, социальной сферы. В связи с передачей ряда налогов на другие уровни бюджетной системы вырос удельный вес финансовой помощи из бюджетов вышестоящих уровней и снизился удельный вес собственных доходов в общей сумме доходов муниципального образования. В 2006 году доля собственных доходов в общем объеме доходов составляла 34,8 процента, в 2007 году - 41,7 процента, в 2008 году – 36,8 процента, в 2009 году - 26,3 процента. Расходная часть бюджета Боградского сельсовета рассчитывалась исходя из реальных возможностей доходной части бюджета с учетом предельного размера дефицита в соответствии с Бюджетным кодексом. Собственные доходы бюджета Боградского сельсовета формируются преимущественно за счет налоговых поступлений. Удельный вес налоговых поступлений в сумме собственных доходов в 2006 году составлял 88,7%, в 2007 году – 67,6%, в 2008 году – 61,4%, в 2009 году – 93,6%.
Нормативы зачисления основных налогов в бюджет Боградского сельсовета (установленные Бюджетным кодексом и региональным законодательством) по годам представлены в таблице:
Наименование налога |
Норматив, |
Норматив, |
Норматив, |
Норматив, |
Норматив, |
Налог на доходы |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Налог на |
40 |
40 |
40 |
40 |
35 |
Налог на имущество |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Земельный налог |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Налог на имущество физ. |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
|
|
|
|
|
По налогам, имеющим наибольший удельный вес в объеме собственных доходов, норматив отчислений без изменений.
Структура доходов Боградского сельсовета по годам представлена в таблице:
Наименование налога |
Доля в |
Доля в |
Доля в |
Доля в |
Доля в |
Налоговые доходы, |
30,85 |
28,22 |
22,58 |
24,58 |
20,25 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
Налог на доходы |
28,82 |
26,58 |
18,38 |
19,28 |
14,86 |
Единый |
- |
- |
- |
0,01 |
|
Земельный налог |
0,32 |
0,65 |
2,86 |
4,11 |
4,63 |
Налог на имущество |
1,71 |
0,99 |
1,33 |
1,18 |
0,76 |
Прочие налоги и |
|
|
|
- |
- |
Неналоговые доходы, |
3,92 |
13,51 |
14,18 |
1,68 |
1,21 |
Финансовая помощь из |
61,20 |
54,54 |
63,24 |
73,74 |
78,54 |
Доходы от |
4,03 |
3,73 |
- |
- |
- |
ИТОГО ДОХОДОВ |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Налоговые доходы бюджета Боградского сельсовета на 2011 год определены в размере 5697,2 тыс. рублей. Бюджетным кодексом РФ установлены нормативы зачисления в местный бюджет по следующим налогам и сборам:
- налог на доходы физических лиц - 10%;
- единый сельскохозяйственный налог - 35%;
Законом Республики Хакасия от 05.07.2005 N 37-ЗРХ установлены нормативы отчисления в местный бюджет от федеральных и региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом в республиканский бюджет Республики Хакасия:
- налог на имущество с физических лиц -100%;
-земельный налог-100%;
-доходы от использования имущества находящегося в муниципальной собственности поселения – 100%;
-доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности поселения-100%;
-доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, -доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли находящиеся в собственности поселений (за исключением земельных участков муниципальных автономных учреждений, а также земельных участков муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных )-50%
Основными доходными источниками бюджета Боградского сельсовета являются налог на доходы физических лиц (4352,2 тыс. рублей), налоги на совокупный доход (15,0 тыс. рублей), налог на имуществ в целом (1180,0 тыс.рублей). Исходя из анализа налогового потенциала, факторов, оказывающих влияние на его формирование, а также требований и возможностей действующего налогового законодательства, налоговых полномочий органов местного самоуправления, эффективности использования муниципального имущества, определены основные цели и задачи Концепции.
2. Цели и задачи Концепции
Главными целями развития налоговой базы Боградского сельсовета являются расширение и укрепление доходной базы бюджета, увеличение ее налоговой отдачи и мобилизация на этой основе максимальных налоговых поступлений в бюджет. С учетом поставленных целей требуется:
- создание стабильной налоговой системы;
- повышение качества управления общественными финансами;
- оздоровление экономики организаций-налогоплательщиков, укрепление их финансового состояния;
- полное использование стимулирующей функции налогов в воздействии на расширение налоговой базы.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- формирование эффективной системы межбюджетных отношений путем их дальнейшего реформирования;
- совершенствование законодательства о местных налогах;
- проведение регулярного анализа налоговой базы муниципального образования для определения возможных путей ее развития;
- развитие альтернативной поддержки организаций в форме налоговых кредитов для стимулирования развития реального сектора экономики и создания благоприятных условий осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- ужесточение мер воздействия и совершенствование налогового администрирования в целях повышения собираемости налогов и сборов;
- повышение уровня жизни и расширение платежеспособного спроса населения муниципального образования, содействие развитию потребительского рынка и сферы платных услуг населению;
- основное внимание уделить повышению эффективности работы с муниципальным имуществом, развитию рынка недвижимости, в том числе рынка земли на территории Боградского сельсовета;
- формирование условий для снижения эффективности деятельности теневого сектора.
3. Принципы и направления развития налоговой базы
Боградского сельсовета
Основными принципами отбора важнейших направлений развития налоговой базы и реализующих их мероприятий в рамках Концепции рассматривались актуальность, соответствие требованиям федерального и республиканского налогового законодательства, доступность информации об основных объектах налогообложения.
В соответствии с определенными принципами в среднесрочной перспективе налоговая база Боградского сельсовета будет развиваться в следующих направлениях:
3.1. Осуществление социально-экономической политики, обеспечивающей:
- повышение реальных доходов населения и на этой основе последовательное повышение уровня жизни населения, высокой степени занятости и адресности социальной поддержки населения, что должно способствовать росту поступлений налогов;
- проведение целенаправленной работы с крупными налогоплательщиками по вопросу недопущения перемещения ими финансовых потоков и налоговых платежей за пределы муниципального образования, своевременной уплаты текущих налоговых платежей, увеличения поступлений налогов;
- активизацию мер по финансовому оздоровлению убыточных организаций в том числе с применением процедур их реформирования и реорганизации, (МУП Боградский «Коммунальник», управляющая компания жилищным фондом) привлечения внешних инвесторов, укрепления менеджмента и содействия в подготовке кадров, отвечающих современным требованиям рыночной экономики, продажи муниципального имущества эффективному собственнику. Рентабельная работа организаций и сокращение числа убыточных организаций должны стать важным фактором роста поступлений доходов в бюджет муниципального образования;
- стабильные условия деятельности инвесторов и стимулирование привлечения инвестиций на территорию Боградского сельсовета, реализацию высокоэффективных инвестиционных проектов, создание новых организаций и производств, расширение числа рабочих мест в целях увеличения количества налогоплательщиков, повышения конкурентоспособности действующих организаций и улучшения их финансового положения;
- создание благоприятного инвестиционного и делового климата, способствующего ускорению темпов развития малого и среднего предпринимательства и повышению налоговых поступлений в местный бюджет, получаемых от предпринимательского сектора, развитие объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, расширение доступа предпринимателей к информационным ресурсам, принятие действенных мер по устранению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
- повышение эффективности работы предприятий муниципального производственного сектора экономики (муниципальные предприятия жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, торговли), снижение числа нерентабельных предприятий за счет реорганизации, создания эффективной системы управления, повышения качества оказываемых услуг;
- инвентаризацию и максимально полный учет объектов муниципальной недвижимости, подлежащих налогообложению, развитие рынка недвижимости, вовлечение земель в хозяйственный оборот и их эффективное использование;
- содействие развитию потребительского рынка и расширению сферы платных услуг населению путем предоставления необходимых помещений, земельных участков, привлечения инвестиций;
- повышение социальной привлекательности торговых точек на рынках, преобразование рынков в торговые центры, усиление контроля за работой рынков, развитие оптовой торговли.
3.2. Дальнейшее реформирование межбюджетных отношений, направленное на усиление заинтересованности органов местного самоуправления в развитии собственной налоговой базы, на основе:
- разграничения (закрепления) и распределения на постоянной основе по нормативам регулирующих доходов по всем уровням бюджетной системы;
- распределения и закрепления расходных полномочий бюджетов по всем уровням бюджетной системы путем максимального сокращения совместно финансируемых расходов и соблюдения условий полной компенсации увеличения расходов, снижения (выпадения) доходов по решениям органов государственной власти Республики Хакасия;
- равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетом Республики Хакасия.
3.3. Совершенствование налогового законодательства Боградского сельсовета:
- минимизация налоговых льгот;
- своевременное внесение изменений в нормативные правовые акты по местным налогам и сборам в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации в пределах прав, предоставленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Уставом Боградского сельсовета.
3.4. Использование резервов увеличения налогооблагаемой базы по основным доходным источникам:
- по налогу на доходы физических лиц: легализация доходов населения, ликвидация случаев выплаты заработной платы в "конвертах";
- сокращение задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, налогам прошлых лет.
3.5. Улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для уклонения от налогообложения путем:
- установления жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов и усиления мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций, не подпадающих под налогообложение;
- взаимодействие с МИ ФНС России N 3 по РХ по целенаправленной работы с организациями-недоимщиками по погашению накопленной задолженности по начисленным налогам, пеням и штрафам;
- исполнение плана мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов поселения;
- списания безнадежной к взысканию недоимки в местный бюджет;
- контроля за целевым использованием земли, а также за пользованием земельными участками без правоустанавливающих документов;
- контроля за вводом в эксплуатацию жилья и других строений, помещений, сооружений.
4. Ожидаемые результаты и последствия
развития налоговой базы Боградского сельсовета
Осуществление мер по реализации данной Концепции на территории Боградского сельсовета позволит:
- увеличить объем собственных доходов муниципального образования;
- максимально использовать налоговый потенциал муниципального образования для эффективного и устойчивого развития экономики;
- повысить уровень жизни населения и расширить платежеспособность населения;
- обеспечить дальнейшее развитие малого предпринимательства;
- создать благоприятные условия для активизации инвестиционных процессов в муниципальном образовании;
- увеличить число налогоплательщиков и объектов налогообложения;
- сократить недоимку по налогам и сборам в бюджет Боградского сельсовета, а также задолженность по начисленным пеням и штрафам.
Данная Концепция также будет способствовать формированию положительного имиджа Боградского сельсовета, посредством повышения прозрачности налогового и бюджетного процесса должно усилиться и позитивное восприятие общественным мнением деятельности органов местного самоуправления, что будет способствовать укреплению социальной и экономической стабильности в поселении.