ПОСТАНОВЛЕНИЕ
администрации Боградского сельсовета
14.11.2016 г. с. Боград № 199
Об утверждении муниципальной
Программы «Комплексного развития
систем коммунальной инфраструктуры
Боградского сельсовета на 2017 – 2021 годы»
В целях эффективной реализации на территории Боградского сельсовета мероприятий, определенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 № 102-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 – 2020 годы»», руководствуясь Постановлением главы Боградского сельсовета от 13.11.2013г. № 51-п «Об утверждении Порядка разработки, утверждения муниципальных программ Боградского сельсовета», Уставом Боградского сельсовета, ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить муниципальную программу «Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Боградского сельсовета на 2017 – 2021 годы», согласно приложению.
2.Главному бухгалтеру администрации Боградского сельсовета (Бородачева Н.И.) предусмотреть финансирование муниципальной программы «Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Боградского сельсовета на 2017 – 2021 годы» на 2017 год и последующие годы.
3.Установить, что в ходе реализации муниципальной программы «Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Боградского сельсовета на 2017 – 2021 годы», подлежат ежегодной корректировке мероприятий и объемы их финансирования с учетом возможностей средств местного и Республиканского бюджета.
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его опубликования (обнародования).
5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава Боградского сельсовета А.Н.РайковПриложение к
постановлению администрации
Боградского сельсовета
от 14.11.2016 г. № 199
ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ БОГРАДСКОГО СЕЛЬСОВЕТА
НА 2017 – 2021 ГОДЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы |
Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Боградского сельсовета на 2017-2021 годы» |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» |
Муниципальный заказчик Программы |
Администрация Боградского сельсовета |
Основные разработчики Программы |
Администрация Боградского сельсовета |
Цель Программы |
Обеспечение развития коммунальных систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества производимых для потребителей коммунальных услуг, улучшение экологической ситуации |
Задачи Программы |
1. Инженерно-техническая оптимизация коммунальных 2. Взаимосвязанное перспективное планирование развития систем. 3. Обоснование мероприятий по комплексной реконструкции и модернизации. 4. Повышение надежности систем и качества предоставления коммунальных услуг. 5. Совершенствование механизмов развития энергосбережения и повышение энергоэффективности коммунальной инфраструктуры поселения. 6. Повышение инвестиционной привлекательности коммунальной инфраструктуры поселения. 7. Обеспечение сбалансированности интересов субъектов коммунальной инфраструктуры и потребителей. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
- снижение уровня износа объектов коммунальной результативности инфраструктуры: (целевые 2017 год - до 64,3% индикаторы) по 2018 год - до 40,2%; годам 2019 год - до 28,2%; 2020 год – до 20,0%; 2021 год – до 20,0%. - снижение доли потерь тепловой энергии, в общем количестве поданных в сеть ресурсов к уровню 2016 года (с нарастающим итогом): 2017 год - на 7%; 2018 год - на 75%; 2020 год - на 80%; 2020 год – до 85,0%; 2021 год – до 90,0%. - снижение доли потерь воды, в общем количестве поданных в сеть ресурсов к уровню (с нарастающим итогом): 2017 год – на 50%; 2018 год - на 75%; 2020 год - на 80%; 2020 год – до 85,0%; 2021 год – до 90,0%. - снижение уровня аварий и инцидентов на объектах коммунальной инфраструктуры к уровню 2016 года (с нарастающим итогом): 2017 год - на 35%; 2018 год - на 75%; 2020 год - на 80%; 2020 год – до 85,0%; 2021 год – до 90,0%. |
Сроки и этапы реализации Программы |
Срок реализации программы – 2021 год. Этапы осуществления Программы: первый этап – с 2017 года по 2019 год; второй этап – с 2020 года по 2021год. |
Объёмы и источники финансирования |
Объем финансирования Программы составляет 1600 тыс. руб., в том числе по годам: 2017 год – 300,0 тыс. рублей; 2018 год – 400,0 тыс. рублей; 2019 год – 500,0 млн. рублей; 2020 год – 200,0 тыс. рублей; 2021 год – 200,0 тыс. рублей. средства внебюджетных источников по мере выделения с Республиканского бюджета. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
|
- снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры до 25%; -снижение доли потерь тепловой энергии, в общем количестве поданных в сеть ресурсов к уровню 2016 года на 80%; -снижение доли потерь воды, в общем количестве поданных в сеть ресурсов к уровню 2016 года на 70%; - снижение уровня аварий и инцидентов на объектах коммунальной инфраструктуры к уровню 2016 года на 60%. |
1. ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНАЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА ПОСЕЛЕНИЯ
Целью разработки Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Боградского сельсовета является обеспечение развития коммунальных систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного строительства, повышение качества производимых для потребителей коммунальных услуг, улучшение экологической ситуации.
Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Боградского сельсовета является базовым документом для разработки инвестиционных и производственных программ организаций, обслуживающих системы коммунальной инфраструктуры поселения.
Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Боградского сельсовета представляет собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления перечень мероприятий, направленных на обеспечение функционирования и развития коммунальной инфраструктуры Боградского сельсовета.
Основными задачами Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Боградского сельсовета являются:
- Инженерно-техническая оптимизация коммунальных систем.
- Взаимосвязанное перспективное планирование развития коммунальных систем.
- Обоснование мероприятий по комплексной реконструкции и модернизации.
- Повышение надежности систем и качества предоставления коммунальных услуг.
- Совершенствование механизмов развития энергосбережения и повышение энергоэффективности коммунальной инфраструктуры.
- Повышение инвестиционной привлекательности коммунальной инфраструктуры поселения.
- Обеспечение сбалансированности интересов субъектов коммунальной инфраструктуры и потребителей.
Принципы формирования Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Боградского сельсовета
Формирование и реализация Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Боградского сельсовета базируются на следующих принципах:
системность – рассмотрение Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры поселения как единой системы с учетом взаимного влияния разделов и мероприятий Программы друг на друга;
комплексность – формирование Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры в увязке с различными целевыми программами (федеральными, региональными, муниципальными).
Полномочия органов местного самоуправления при разработке, утверждении и реализации Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Боградского сельсовета.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разработана в соответствии с документами территориального планирования муниципального образования Боградский сельсовет, при этом органы местного самоуправления имеют следующие полномочия:
1. Глава Боградского сельсовета осуществляет принятие решения о разработке Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Боградского сельсовета; утверждение перечня функций по управлению реализацией Программы, передаваемых специалистами администрации Боградского сельсовета или сторонней организации.
1.1. Глава Боградского сельсовета имеет право:
- запрашивать и получать от потребителей и организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры в границах Боградского сельсовета, необходимую для осуществления своих полномочий информацию;
- выносить предложения о разработке правовых актов местного значения, необходимых для реализации мероприятий Программы;
- рассматривать жалобы и предложения потребителей и организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры в границах поселения, возникающие в ходе разработки, утверждения и реализации Программы.
2. Администрация Боградского сельсовета:
- выступает заказчиком Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструры Боградского сельсовета;
- организует проведение конкурса инвестиционных проектов субъектов коммунального комплекса для включения в Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Боградского сельсовета;
- организует экспертизу Программы;
- организует реализацию и мониторинг Программы.
2.1.Администрация Боградского сельсовета имеет право:
- запрашивать и получать от потребителей и организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры в границах Болградского сельсовета, необходимую для осуществления своих полномочий информацию;
- выносить предложения о разработке правовых актов местного значения, необходимых для реализации мероприятий Программы;
- рассматривать жалобы и предложения потребителей и организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры в границах Боградского сельсовета, возникающие в ходе разработки, утверждения и реализации Программы.
Сроки и этапы Программы
Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Боградского сельсовета разрабатывается на период до 2021 года.
Этапы осуществления Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Боградского сельсовета
1 этап – 2017 – 2019 годы;
2 этап – 2020 – 2021 годы.
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Общие данные, влияющие на разработку технологических и экономических параметров Программы:
Общая площадь – 64464 га.
Численность населения (2017 г.) – 4,762 тыс. чел.
Темп роста численности (2017/2021 г.г.) – 1,5%.
Общая площадь жилищного фонда (2017 г.) – 103650 м².
Темп роста общей площади жилищного фонда (2017/2021 г.г.) – 2,5%.
Число источников (2017 г.):
- теплоснабжения – 3;
- электроснабжения (центров питания) – 60;
- водоснабжения – 13.
Протяженность сетей (2017 г.):
- тепловых в двухтрубном исчислении – 5,615 км.
- электрических – 75 км.
- водопроводных – 17,7 км.
- канализационных – 6,950 км.
Уровень благоустройства жилищного фонда Боградского сельсовета:
- центральное отопление – 25,9%;
- горячее водоснабжение – 25,9%;
- холодное водоснабжение – 45%;
- канализация – 7,2%.
Уровень износа коммунальной инфраструктуры в поселении – 80%, в т.ч.:
- котельных – 60%;
- тепловых сетей – 70%;
- сетей горячего водоснабжения – 70%;
- сетей водоотведения – 50%;
- водопроводных сетей – 80%.
2.1. Территория
Село Боград находится в 91 км к северу от г. Абакана, расположено на р. Тесь (приток Енисея), в 46 км к востоку от железнодорожной станции с. Сонское. Село Боград расположено в юго-западной части муниципального образвания Боградский район в лесостепной зоне.
Географически поселение находится – на 54 гр. 52 мин. северной широты и 90 гр. 53 мин. восточной долготы, высота над уровнем моря – 200 м.
2.2. Климат
Климат поселения является резко континентальным.
Продолжительность безморозного периода в среднем составляет 90 дней.
Средняя температура воздуха зимой –18ºС, летом +18ºС. Средняя температура января составляет –30ºС, средняя температура июля +30 ºС. Количество осадков за ноябрь – март составляет 200 мм., за апрель – октябрь 220 мм.
При разработке Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Боградского сельсовета учитывались климатические условия, в том числе резкие перепады температур наружного воздуха в осенний и весенний периоды года.
2.3. Население
Боградский сельсовет занимает 9 место среди муниципальных образований Республики Хакасия по численности населения. Среднегодовая численность населения Боградского сельсовета в 2016 году составила 4762 чел.
Таблица
Численность населения Боградского сельсовета в 2008 – 2010 г.г.
№ |
Показатели |
Единицы измерения |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Темп роста |
1. |
Численность населения |
тыс. чел. |
4762 |
4800 |
4820 |
100,0 |
В течение 2011-2016 г.г. численность населения Боградского сельсовета находится на одном уровне.
ООО «Тепловые сети» обслуживает одну из важнейших систем жизнеобеспечения с. Боград – систему водоснабжения и систему водоотведения бытовых сточных вод. Осуществляет подъем и транспортировку холодной воды для потребителей с.Боград. Источник подъема воды – подземный. Вода из скважин поступает в накопительные резервуары и самотеком поступает потребителям. Приборы учета водопотребления и водоотведения отсутствуют.
Водоснабжение Боградского сельсовета на хозяйственно-питьевые нужды осуществляется из 15 скважин, соединенных в 8 независимых контуров, 2 скважины законсервированы. В системах водоснабжения установлено 4 емкости запаса исходной воды и 5 водонапорных башен, с утвержденными запасами воды 740 м³/сут.
Основные технологические показатели системы водоснабжения:
- артезианские скважины 15 шт.;
- насосная станция II подъема – нет;
- насосная станции III подъема – нет;
- очистные сооружения – нет;
- транспортировка воды.
Подача воды в поселении осуществляется по водоводам Д = 70-100 мм. с главного водозабора в с.Боград.
На балансе Боградского сельсовета находится 17,7 км водопроводных сетей. Износ сетей составляет 80%.
Существующая подача питьевой воды на муниципальные нужды составляет 740 м³/сут., в т.ч.:
- населению – 260,27 м³/сут.;
- промышленным предприятиям и другим организациям – 25,2 м³/сут.;
- потери в водопроводных сетях – 78,08 м³/сут.
Характеристика системы водоотведения.
Сети водоотведения.
В поселении существует общесплавная система канализации. ООО «Тепловые сети» обслуживает общесплавную систему канализации.
Протяженность канализационных сетей – 6,950 км, в т.ч.:
- главные канализационные коллекторы – 2,3км;
- уличная канализационная сеть – 1,8 км;
- внутриквартальная и внутридворовая – 0,1 км.
Канализационные очистные сооружения отсутствуют.
Отведение производственно-бытовых сточных вод осуществляется самотечными сетями.
Теплоснабжение поселения осуществляется ООО «Тепловые сети», установленная тепловая мощность – 9 Гкал/ч.
Сети теплоснабжения.
Протяженность тепловых сетей составляет – 5,615 км.
Электроснабжение.
Передачу и распределение электрической энергии осуществляет ОАО МРСК Сибири «Хакасэнерго» (РЭС 2).
Функцию энергосбыта на территории Боградского сельсовета осуществляет «Хакасэнергосбыт»
Установленная мощность – 4 мВтч.
Сети электроснабжения.
Протяженность электрических сетей составляет 75 км.
2.4. Перечень предприятий, включенных в программу
комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры
Теплоснабжение: ООО «Тепловые сети».
Водоснабжение: ООО «Тепловые сети».
Водоотведение: ООО «Тепловые сети»..
Электроснабжение: ОАО МРСК Сибири «Хакасэнерго» (РЭС 2).
2.5. Прогноз развития муниципального образования с учетом социально-экономических условий.
По максимальной оценке с учетом развития прогнозная численность населения поселения на 2017-2021 годы составит 5224 чел. увеличится на 102,3% по отношению к численности на 2016 год.
При разработке Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Боградского сельсовета на период до 2016 года принята численность населения Боградского сельсовета на 2016 год по максимальной оценке в количестве 4762 чел.
3. КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ
3.1. Анализ существующей организации систем теплоснабжения и выявление проблем функционирования
Инженерно-технический анализ
Характеристика технологического процесса и техническое состояние основного оборудования. Система теплоснабжения.
Основные технические данные.
Источники теплоснабжения – 3 котельных.
Установленная мощность – 9 Гкал/ч (7,74 МВт/ч).
Располагаемая тепловая мощность источников – 8 Гкал/ч.
Присоединенная нагрузка – 4 Гкал/ч.
Оборудование – 12 котлов.
Основным видом топлива на котельных является каменный уголь, резервное топливо – нет.
Схема теплоснабжения закрытая.
Протяженность тепловых сетей составляет в двухтрубном исполнении 5,615 км. Основные годы заложения сетей 1978 г. Прокладка тепловых сетей – подземная бесканальная. При строительстве новых тепловых сетей – канальная.
В настоящее время теплоснабжение жилищно-коммунального сектора поселения осуществляется в основном от котельных: ЦК, ПМК, Школа-интернат.
Таблица
Тепловая мощность источников теплоснабжения
№ |
Котельная |
Наименование |
Год ввода в |
Установленная |
1. 2. 3. |
Котельная Центральная Котельная ПМК Котельная Школа-Интернат |
КВ-063 КВ-063 КВ-063 |
2009 2005 2007 |
4,5 2,25 2,25 |
Модернизация котельных технологически необходима в связи с низкими техническими характеристиками котлов, КПД котельных составляет 60-65%, отсутствием водоподготовки, обусловлена требованиями нормативно-технических документов и Ростехнадзора. Техническое перевооружение котельных Боградского сельсовета должно быть произведено в соответствии с требованиями нормативно-технических документов и Ростехнадзора.
Модернизация включает строительство одной блочно-модульной котельной, что позволит законсервировать все действующие котельные.
Тепловые сети. Общая характеристика тепловых сетей
Схема магистральных тепловых сетей в Боградском сельсовете двухтрубная. Прокладка трубопроводов тепловых сетей – подземная бесканальная, частично в непроходных каналах.
От котельных с.Боград сети теплоснабжения выполнены в двухтрубном исполнении.
Тепловые сети от котельных до потребителей работают по температурному графику 75-90 °С.
Годовая длительность функционирования тепловых сетей соответствует длительности отопительного периода – 226 дней.
Средняя температура наружного воздуха за отопительный период t н.в.от. = минус 25-30°С (СНиП 23-0199. Строительная климатология).
Общая длина трубопроводов сети отопления поселения в двухтрубном исчислении равна – 5,615 км, из них подземных – 5,615 км.
Система теплоснабжения поселения – закрытая.
Особенностью теплоснабжения потребителей на территории Боградского сельсовета является изношенность тепловых сетей. Отсутствие замен трубопроводов по истечении 15 – 20 лет их эксплуатации привело к нарастанию аварийности и, как следствие, увеличению потребности в срочной замене теплотрасс в ближайшие годы. Минимально необходимый уровень замены сетей от общей протяженности должен составлять 15% ежегодно. Это позволит снизить количество повреждений с 10 до 3 аварий на 1 км сети, уменьшит потери при транспортировке тепловой энергии не менее чем на 3–5%, снизит риск остановок производства, что для климатических условий является жизненно необходимым.
Для обеспечения оперативности в ликвидации аварий, а также обеспечения возможности предупреждения аварий необходимо приобретение диагностической аппаратуры, которая дистанционным методом позволит производить поиск утечек и диагностику состояния трубопроводов, что на практике невозможно из-за отсутствия средств.
Таблица
Технические характеристики сетей отопления
Диаметр |
Протяженность |
Год |
Подземная |
Надземная |
||
прямая, |
обратная, |
прямая, |
обратная, |
|||
Магистральные сети теплоснабжения от котельной до |
||||||
70-100 |
5615 |
1973-1978 |
2730 |
2730 |
0 |
0 |
Таблица
Количество абонентов
Количество абонентов |
Жилые дома |
Жилые дома |
Предприятия, |
Тепловая энергия – всего, в т.ч.: |
24 |
18 |
20 |
- с приборами учета |
0 |
0 |
2 |
Плановое потребление тепловой энергии населением в соответствии с производственной программой организации коммунального комплекса ОО «Тепловые сети» на 2016 год составит 7952,69 Гкал, 59 % от общего полезного отпуска, без учета собственного расхода на технологические нужды (КОС, ВОС). На 2017 г. плановое потребление тепловой энергии населением составит 8209 Гкал.
Тепловой баланс системы
Основными производственными показателями работы системы теплоснабжения на 2011 год являются:
- установленная мощность – 9 Гкал/ч;
- присоединенная нагрузка – 4 Гкал/ч;
- производство тепловой энергии – 13,9 тыс. Гкал;
- отпуск тепловой энергии – 13,5 тыс. Гкал;
- потери тепловой энергии. – 1,2 тыс. Гкал;
- полезный отпуск – 12,3 тыс. Гкал.
Полезный отпуск населению формируется по утвержденным нормативам потребления тепловой энергии.
В соответствии с Постановлением №36 от 04.02.2011 г. нормативы потребления установлены в размере:
- тепловая энергия на отопление 0,0451 Гкал/м² в месяц (0,338 Гкал/м² в год);
- тепловая энергия на горячее водоснабжение – 0,158 Гкал на 1 чел. в месяц, или 1,185 Гкал на 1 чел. в год.
Отклонения объема реализации по годам связаны с изменением фактической температуры наружного воздуха в отопительный период. С учетом того, что за период 20116-2021 г.г. на территории Боградского сельсовета должны быть проведены мероприятия по капитальному ремонту, улучшению теплотехнических характеристик жилых домов, а также по дальнейшей установке приборов учета холодной и горячей воды, можно предположить снижение объема реализации услуг.
Для прочих потребителей объем реализации услуг теплоснабжения будет принят на весь срок реализации проекта в размере 0,5 тыс. Гкал (прогнозный объем на 2021).
Расход тепла на собственные нужды организации принят равным 2 тыс. Гкал исходя из расчетов на 2016 г.
Расчет расхода тепловой энергии на собственные нужды произведен в соответствии с Методическими указаниями по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку теплоты отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий.
Снижение потерь в тепловых сетях до 2021 года будет происходить за счет строительства новых и замены старых сетей на трубы с изоляцией, произведенной по новым технологиям (ППУ).
Удельный расход топлива снизится за счет замены котельного оборудования с большим КПД.
Экономический анализ
Анализ структуры издержек, выявление основных статей затрат
В ходе анализа использованы данные о фактических затратах организации коммунального комплекса за 2017-2021 г.г., а также плановый расчет затрат на услуги в сфере теплоснабжения на 2017-2021 г.г.
Для анализа структуры издержек и основных статей себестоимости использовалась группировка затрат по статьям калькуляции, на основании постановления Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» включающая в себя следующие группы расходов:
1) топливо;
2) электрическая энергия;
3) вода технологическая;
4) цеховые и общеэксплуатационные расходы;
5) ремонтный фонд;
6) оплата труда и отчисления на социальные нужды;
7) амортизация основных средств;
8) прочие расходы.
Проблемы эксплуатации систем теплоснабжения в разрезе:
надежность, качество, экологичность
Инженерно-технический анализ выявил следующие основные технические проблемы эксплуатации сетей и сооружений теплоснабжения:
1) Высокая степень износа основных фондов:
- котельное оборудование – 60%;
- сети теплоснабжения – 70%;
- сети горячего водоснабжения – 70%.
2) Высокий уровень повреждений 3 единицы на 1 км сетей.
Для обоснования технических мероприятий комплексного развития систем теплоснабжения произведена группировка проблем эксплуатации по следующим системным критериям:
- надежность;
- качество, экологическая безопасность;
- стоимость (доступность для потребителя).
Данная группировка позволяет обосновать эффективность заложенных в настоящей программе технических мероприятий с точки зрения результативности и подверженности мониторингу.
Надежность
Для целей комплексного развития систем теплоснабжения главным интегральным критерием эффективности выступает надежность функционирования сетей.
Основные показатели:
- аварийность на трубопроводах и в котельных – 2 ед./км;
- индекс реконструируемых сетей – 0,5 ед./км.
Качество
Качество услуг теплоснабжения должно определяться условиями договора и гарантировать бесперебойность их предоставления, а также соответствие стандартам и нормативам доставляемого ресурса соответствующим стандартам и нормативам.
Экологичность
Установление предельно допустимых выбросов (далее – ПДВ) вредных веществ проектируемыми и действующими промышленными предприятиями в атмосферу производится в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-78[89].
ПДВ устанавливают для каждого источника загрязнения атмосферы при условии, что выбросы вредных веществ от данного источника и от совокупности источников Боградского сельсовета с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере не создадут приземную концентрацию, превышающую их предельно допустимые концентрации (далее – ПДК) для населения, растительного и животного мира.
Согласно ГОСТ 17.2.3.02-78 для предотвращения и снижения выбросов должны быть использованы наиболее современные технологии, методы очистки и другие технические средства в соответствии с требованиями норм проектирования промышленных предприятий.
3.2. Программа развития системы теплоснабжения
Основные направления модернизации системы теплоснабжения
Анализ существующей системы теплоснабжения и дальнейших перспектив развития Боградского сельсовета показывает, что действующие сети теплоснабжения работают на пределе ресурсной надежности. Работающее оборудование морально и физически устарело. Необходима полная модернизация системы теплоснабжения, включающая в себя реконструкцию сетей и замену устаревшего оборудования на современное, отвечающее энергосберегающим технологиям.
Техническая модернизация системы теплоснабжения предполагается по следующим направлениям:
- изменение принципиальных схем для повышения эффективности, развития энергосбережения и уменьшения эксплуатационных затрат;
- уменьшение потерь до нормативных значений при транспортировке тепловой энергии;
- поддержание оптимальных гидравлических режимов в системе теплоснабжения в целом и расчётных параметров у каждого потребителя.
Закладывается возможность внедрения системы диспетчеризации и разработки электронной схемы системы теплоснабжения населённого пункта, способной:
- оперативно оценивать режимы систем, издержки, качество и надёжность;
- в наглядной и доступной форме представлять условия функционирования систем, моделировать текущие и перспективные режимы и условия, в том числе по строительству новых мощностей и появлению новых нагрузок;
- оценивать возможности реализации инвестиционных проектов и последствий для систем от их реализации.
Появление на рынке новых технологий, оборудования и материалов предопределило совершенствование принципиальных схем теплоснабжения.
Основная принимаемая схема – система централизованного теплоснабжения.
В отдельных случаях, при обоснованной неэффективности и некачественном снабжении «удаленных» потребителей, рассматривается переход на индивидуальное теплоснабжение.
Основные элементы систем теплоснабжения:
- двухконтурная (независимая) схема в котельной позволяет при помощи теплообменника гидравлически разделить котловой и сетевой контуры, тем самым защитить котельное оборудование от воздействия не всегда качественной сетевой воды, использовать котлы с меньшим рабочим давлением (соответственно, более дешевыми);
-сетевые насосы с частотным регулированием уменьшают или увеличивают подачу теплоносителя в зависимости от изменения температуры наружного воздуха;
-предизолированные трубопроводы из модифицированного полиэтилена с рабочей температурой до 115ºC, не допускают потерь теплоносителя, а потери тепловой энергии при транспортировке не превышают допустимые 3%, не требуются плановые отключения для ежегодного профилактического ремонта.
Тепловые сети диаметром до 160 мм. будут выполнены из полимерных труб.
Существенно повышает надежность работы предизолированных трубопроводов наличие системы оперативного дистанционного контроля состояния пенополиуретановой изоляции (далее – ОДК), которая позволяет контролировать состояние трубопровода, своевременно обнаружить и устранить протечку теплоносителя, предотвращая аварии типичные для тепловых сетей других конструкций. Система ОДК позволяет обнаружить место прорыва трубопровода с точностью до метра, что делает затраты по ремонту трубопроводов минимальными.
Потери теплоносителя при транспортировке исключаются полностью, потери тепла – менее 3%, что соответствует нормативным требованиям.
Для производства тепловой энергии предусматриваются водогрейные котельные в блочно-модульном исполнении. Основной вид топлива – каменный уголь.
Здание котельной оборудуется системами вентиляции, противопожарной сигнализации, а также помещением для обслуживающего персонала.
При котельной предусматривается угольный склад закрытого типа с плюсовой температурой.
Система топливоподачи – угольный склад закрытого типа с углеподачей на транспортёр с дробилкой угля. Дробилка оборудуется системой вентиляции. Осуществляется механизированная подача топлива в котлы.
Система шлакозолоудаления – транспортёр шлакозолоудаления с отвалом в бункер шлакосборника, используется система «сухого» золоудаления. Предусматривается подача электрической энергии от разных источников питания, устанавливается электрооборудование с низким потреблением электрической энергии. Система автоматизации котельной, в первую очередь, обеспечивает защиту оборудования от возникновения аварийных ситуаций и безопасность обслуживающего персонала, предупреждение о возникновении утечек CO и СН4.
Кроме этого предусматривается регулирование:
- подачи топлива;
- поддержания процесса горения;
- подачи подпиточной воды;
- подачи воздуха в зависимости от расхода топлива;
- температуры воды в сети и ГВС.
Система диспетчеризации позволяет не только контролировать параметры работы котельной, но и управлять процессами с удалённого диспетчерского пункта.
Основные показатели работы системы теплоснабжения
с учетом перечня мероприятий
Основными производственными показателями работы системы теплоснабжения с учетом перечня мероприятий на период 2017-2021 г.г. являются:
- установленная мощность – 5 Гкал/ч;
- присоединенная нагрузка – 4 Гкал/ч;
- производство тепловой энергии – 13,9 тыс. Гкал;
- отпуск тепловой энергии – 13,5 тыс. Гкал;
- потери тепловой энергии – 0,4 тыс. Гкал;
- полезный отпуск – 13,1 тыс. Гкал.
Обоснование финансовой потребности по источникам
Финансовые потребности, необходимые для реализации Программы, обеспечиваются за счет средств из внебюджетных источников.
- мероприятия по реконструкции и модернизации системы теплоснабжения;
- мероприятия по новому строительству объектов системы теплоснабжения;
- мероприятия по реконструкции и модернизации системы теплоснабжения;
- мероприятия по новому строительству объектов системы теплоснабжения.
В 2017 г. планируется выполнение проектно-изыскательских работ;
- разработка проектно-сметной документации на строительство сетей теплоснабжения;
- разработка проектно-сметной документации на строительство блочно-модульной котельной.
В 2018-2021 г. планируется осуществить строительные работы:
- строительство сетей теплоснабжения – 5,1 км.;
- строительство блочно-модульной котельной мощность 7 МВт/ч.
Эффект от реализации мероприятий
по совершенствованию системы теплоснабжения
В соответствии с задачами Программы основными индикаторами эффективности её реализации являются:
- полное исключение потерь вследствие аварий на новых тепловых сетях;
- уменьшения потребление электрической энергии и топлива за счет снижения аварийности, оптимизации мощности и модернизации оборудования на 39%;
- сокращение трудозатрат на 41% за счет повышения технологичности производства и снижения аварийности.
Кроме этого решаются вопросы экологической безопасности.
Уменьшение количества аварий до рациональных значений приведет не только к рассчитанному эффекту по экономии затрат, но, что важнее, позволит обеспечить бесперебойное оказание услуг теплоснабжения.
4. КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ
Стратегическими целями развития системы водоснабжения Боградского сельсовета являются:
- обеспечение эксплуатационной надежности и безопасности системы водоснабжения как части коммунальных систем жизнеобеспечения населения;
- обеспечение финансовой и производственно-технологической доступности услуг водоснабжения надлежащего качества для населения и других потребителей;
- обеспечение рационального использования воды, как природной, так и питьевого качества, выполнение природоохранных требований;
- повышение ресурсной эффективности водоснабжения путем модернизации оборудования и сооружений, внедрения новых технологий и организации производства;
- достижение полной самоокупаемости услуг и финансовой устойчивости предприятий сферы водоснабжения;
- оптимизация инфраструктуры и повышение эффективности капитальных вложений, создание благоприятного инвестиционного климата.
Водоснабжение осуществляется из 15 скважин, соединенных в 8 независимых контуров, 2 скважины законсервированы. В системах водоснабжения установлено 4 емкости запаса исходной воды и 5 водонапорных башен:
1.1. Скважина «ЖКХ» расположена на территории с. Боград, территории по ул.Советская 5, диаметр оголовка 219 мм, дебет скважины составляет 12 м3/час.
1.2. Скважина «Милиция» расположена в северо-западной части с. Боград, по улице Советская, диаметр оголовка 325 мм, дебет скважины составляет 12 м3/час.
1.3. Скважина «Мельница» расположена на территории с. Боград, бывшего Быткомбината, диаметр оголовка 219 мм, дебет скважины составляет 12 м3/час, работает только в летний период.
1.4. Скважина «Баня» расположена на территории с. Боград в районе бывшей бани, диаметр оголовка 219 мм, дебет скважины составляет 15,8 м3/час, работает только в летний период.
1.5. Скважина «Питомник» расположена в восточной части с. Боград, диаметр оголовка 219 мм, дебет скважины составляет 7,9 м3/час.
1.6. Скважина «Водстрой» не работает (законсервирована).
1.7. Скважина № 2 расположена на юго-восточной окраине с. Боград, диаметр оголовка 219 мм, дебет скважины составляет 24 м3/час.
1.8. Скважина «Главный водозабор» расположена на юго-восточной окраине с. Боград, диаметр оголовка 325 мм, дебет скважины составляет 24 м3/час.
1.9. Скважина «Мира» расположена на южной части с. Боград, диаметр оголовка 219 мм, дебет скважины составляет 15 м3/час.
1.10. Скважина «ПМК» не работает, законсервирована.
1.11. Скважина «Райпо» расположена в восточной части с. Боград на территории бывшего хлебозавода, диаметр оголовка 219 мм, дебет скважины составляет 9,7 м3/час.
1.12. Скважина «ПМК-2» расположена в южной части с. Боград, диаметр оголовка 219 мм, дебет скважины составляет 9,7 м3/час.
1.13.Скважина «Лесхоз» расположена в западной части с.Боград, диаметр оголовка 325 мм, дебет скважины составляет 24 м³/час.
1.14. Скважина д.Белелик расположена на юго-западе д. Белелик, диаметр оголовка 325 мм, дебет скважины 15 м3/час.
1.15. Скважина «Совхоз» расположена в северной части с. Боград по ул. Юбилейная, диаметр оголовка 325 мм, дебет скважины 24 м3/час.
Накопительные резервуары:
1.)Железобетонные резервуары – 2 х 500 м3;
2.)Металлические – 1 х 50 м3;
3.)Водонапорная башня – 5 х 50 м3;
4.)Резервуар – 60 м3.
Техническая характеристика водозаборов
В насосных станциях установлены погружные центробежные многоступенчатые насосы и электродвигатели с жестким соединением их валов, марки ЭЦВ 6, ЭЦВ 8, ЭЦВ 16, ЭЦВ 25 предназначенные для подачи неагрессивной воды при температуре от 25 до 70ºС с содержанием механических примесей в ней не более 0,01% по весу и общей минерализацией не более 1500-1200 мг/литр, рН – 6,5-9,5 с подачей от 6,3 до 25,0 м³ в час и напором от 80,0 до 150,0 м.
Вода подается из артезианских скважин глубиной от 55 до 150 метров, на каждой водозаборной скважине установлены измерительные приборы (манометры давления), с помощью которых осуществляется контроль за измерением давления воды в трассе.
Таблица
Объемы добычи воды на скважинах
Скважина |
Мощность насосов, м³/час |
Период работы, дней |
Установленный объем по мощ-ности, м³/год |
Фактический объем, тыс. м³/год |
Территория ЖКХ (ул.Советская,5) |
6 |
120 |
17280 |
3,85 |
Милиция |
16 |
365 |
140160 |
31,26 |
Мельница |
16 |
120 |
46080 |
10,27 |
Баня |
6 |
120 |
17280 |
3,85 |
Питомник |
16 |
365 |
140160 |
31,25 |
Гл.водозабор № 1 |
25 |
365 |
219000 |
48,89 |
Гл.водозабор № 2 |
16 |
365 |
140160 |
31,25 |
Мира 1 |
16 |
365 |
140160 |
31,25 |
Мира 2 |
6 |
365 |
52560 |
11,72 |
Хлебозавод |
16 |
365 |
140160 |
31,25 |
д. Белелик |
6 |
365 |
52560 |
11,72 |
Совхоз |
6 |
365 |
52560 |
11,72 |
Лесхоз |
6 |
365 |
52560 |
11,72 |
Итого |
|
|
1210680 |
270,0 |
В связи с тем, что насосы периодически выключаются фактический объем поднятой воды в год составляет 270 тыс. м³ в год.
Химическая и механическая обработка воды не проводится. Возраст с момента ввода в эксплуатацию составляет от 5 до 40 лет. Степень износа составляет 80%.
Численность населения проживающих в благоустроенных домах составляет 914 человек, в домах с пониженным уровнем благоустройства – 389 человек, в неблагоустроенных домах 1493 человека. ООО «Тепловые сети» оказывает услуги водоснабжения предприятиям, организациям бюджетной сферы, прочим потребителям услуг.
Перебои в подаче воды случаются из-за отключения электроэнергии в связи с проведением ремонтных работ и при выходе из строя глубинных насосов.
Источником подачи воды для потребителей являются артезианские скважины. Периодически воду из скважин берет на анализ санэпидстанция, пробы соответствуют СанПиН. Станции водоподготовки отсутствуют. Мониторинг контроля качества воды проводится постоянно.
Протяженность водопровода составляет 17,7 км. Материал труб – чугун, сталь и полиэтилен. Возраст составляет от 3-х до 40 лет, процент износа – 50%. Защита труб внешняя и внутренняя отсутствует. Уровень физических потерь воды в системе составляет 70% от добычи. Если происходит авария на основном водопроводе, мощность сети не является достаточной для покрытия спроса. Программы предупреждения утечек – нет. Качество запорно-регулирующей арматуры плохое, необходимо заменить порядка 50 задвижек диаметром 50-100 мм. Протяженность сетей, нуждающихся в замене составляет 3 км. Насосные станции отсутствуют. На водозаборных скважинах имеются датчики давления воды.
Потребители
Основными потребителями услуг водоснабжения в соответствии с производственной программой организации коммунального комплекса на 2017 г. являются:
население – 59,9%;
бюджетные организации, соцкультбыт – 13,6%;
прочие потребители – 10,0%;
расход воды на собственные нужды – 16,5%.
При этом утечки и неучтенный расход воды составляют 15,0% от общего подъема воды.
Структура производства, передачи и потребления воды
Структура производства, передачи и потребления воды на 2017 г. оценивается следующим образом:
Поднято воды Q = 190,1 тыс. м³/год.
Подано в сеть Q = 190,1 тыс. м³/год.
Реализовано воды Q = 130,1 тыс. м³/год.
Объем полезного отпуска воды определяется по показаниям приборов учета воды, при отсутствии приборов – на основании нормативов водопотребления.
Материальный баланс системы (фактический)
Материальный баланс позволяет оценить фактическую нагрузку, приходящуюся на систему водоснабжения и очистные сооружения.
Утечки и неучтенный расход воды составиляют Q = 28,5 тыс. м³/год, что составило 15,4% к поданной воде в сеть.
При этом основным лимитирующим фактором системы водоснабжения являются сети водоснабжения с прогрессирующим процентом износа.
Основные показатели работы системы водоснабжения
Прогнозная подача питьевой воды организацией коммунального комплекса в 2017 г. на муниципальные нужды составит 130,1 тыс.м³/год, в т.ч.:
- населению – 95 тыс.м³/год;
- бюджетным организациям, соцкультбыту – 25,9 тыс.м³/год;
- собственные нужды – 31,5 тыс.м³/год;
- потери в водопроводных сетях – 28,5 тыс.м³/год.
На балансе организации коммунального комплекса находится 17,7 км водопроводных сетей. Износ сетей составляет 80%.
По химическому составу по всем показателям, кроме железа, марганца, подземная вода соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода", и поэтому основным технологическим процессом при очистке является обезжелезивание.
Экономический анализ
Анализ структуры издержек, выявление основных статей затрат
В ходе анализа использованы данные о фактических затратах организации коммунального комплекса за 2016 год, сметы расходов, а также плановый расчет затрат на водоснабжение на 2021 год.
Для анализа структуры издержек и выявления основных статей себестоимости использовалась группировка затрат по стадиям технологического процесса (подъем, очистка, транспортировка) и по статьям калькуляции на основании Методических рекомендаций по финансовому обоснованию цен на воду и отведению стоков, утвержденных приказом Госстроя России от 28.12.2000 N 302:
Расходы на подъем воды:
- электроэнергия;
- амортизация;
- ремонт и техническое обслуживание;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- цеховые расходы.
Расходы по очистке воды:
- материалы для очистки;
- электроэнергия;
- амортизация;
- ремонт и техническое обслуживание;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- цеховые расходы.
Расходы по транспортировке воды:
- электроэнергия;
- амортизация;
- ремонт и техническое обслуживание;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- цеховые расходы.
Проблемы эксплуатации систем в разрезе:
надежность, качество, экологичность
Инженерно-технический анализ выявил следующие основные технические проблемы эксплуатации сетей и сооружений водоснабжения:
1) Старение сетей водоснабжения, увеличение протяженности сетей с износом до 80%.
2) Рост аварий, связанных с износом водоводов и магистральных трубопроводов.
3) Высокие энергозатраты по доставке воды потребителям.
4) Недостаточная эффективность станции обезжелезивания по снятию Fe и Mn.
5) Несоответствие существующих технологий водоподготовки современным нормативным требованиям к качеству воды.
2. Высокая степень физического износа насосного оборудования.
Для обоснования технических мероприятий комплексного развития систем водоснабжения произведена группировка проблем эксплуатации по следующим системным критериям:
- надежность;
- экологическая безопасность;
Данная группировка позволяет обосновать эффективность заложенных в настоящей Программе технических мероприятий с точки зрения результативности и подверженности мониторингу.
Надежность
Для целей комплексного развития систем водоснабжения главным интегральным критерием эффективности выступает надежность функционирования сетей.
Основные показатели:
- аварийность на трубопроводах – 2 ед./км;
- индекс реконструируемых сетей – 0,5 ед./км.
Качество
Качество услуг водоснабжения должно определяться условиями договора и гарантировать бесперебойность их предоставления, а также соответствие доставляемого ресурса (воды) соответствующим стандартам и нормативам.
Показателями, характеризующими параметры качества предоставляемых услуг и поддающимися непосредственному наблюдению и оценке потребителями, являются:
- перебои в водоснабжении (часы, дни);
- частота отказов в услуге водоснабжения;
- давление в точке водоразбора (напор), поддающееся наблюдению и затрудняющее использование холодной воды для хозяйственно-бытовых нужд.
Показателями, характеризующими параметры качества материального носителя услуги, нарушения которых выявляются в процессе проведения инспекционных и контрольных проверок органами государственной жилищной инспекции, санитарно-эпидемиологического контроля, муниципальным заказчиком и др., являются:
- состав и свойства воды (соответствие действующим стандартам);
- давление в подающем трубопроводе холодного водоснабжения;
- расход холодной воды (потери и утечки).
С целью обеспечения экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при развитии МО сформированы мероприятия производственной программы – реконструкция и новое строительство сетей водоснабжения.
Таблица
Параметры оценки качества предоставляемых услуг водоснабжения
Нормативные параметры качества |
Допустимый |
Учетный период |
Условия расчета |
|
При наличии |
При отсутствии |
|||
Количество аварий |
а) не более |
За каждый час, |
По показаниям |
С 1 человека по |
Бесперебойное |
|
|
|
|
Постоянное соответствие состава и свойств воды стандартам и нормативам, установленным органами Госсанэпиднадзора |
Не |
За каждый час периода снабжения водой, не соответствующей |
_ |
С 1 человека по |
Основные показатели: соответствие качества очищенных вод нормам СанПиН - 89%.
3. Программа развития водоснабжения
Основные направления модернизации системы водоснабжения
Анализ существующей системы водоснабжения и дальнейших перспектив развития Боградского сельсовета показывает, что действующие сети водоснабжения работают на пределе ресурсной надежности. Работающее оборудование морально и физически устарело. Необходима полная модернизация системы водоснабжения, включающая в себя реконструкцию сетей и замену устаревшего оборудования на современное, отвечающее энергосберегающим технологиям.
При этом необходимо разработать Схему водоснабжения с отражением вопросов развития системы водоснабжения Боградского сельсовета в комплексе с развитием системы энергосбережения.
При достаточном количестве и качестве исходной воды имеется техническая возможность:
- отказаться от нескольких водозаборов, оставив один источник централизованного хозяйственно-питьевого, противопожарного и поливочного водоснабжения, соответствующий всем нормативным требованиям;
- исключить водонапорные башни и резервуары из схем водоснабжения;
- гарантировать защиту от непреднамеренного или умышленного загрязнения питьевой воды;
- исключить потери воды в результате аварий и несанкционированных подключений;
- решить вопросы пожарной безопасности;
- обеспечить водой большее количество потребителей.
Основные планируемые элементы систем водоснабжения:
- насосы с частотным регулированием, напорные баки-гидроаккумуляторы и система автоматики обеспечивают подачу наибольшего и наименьшего расходов воды (в том числе на противопожарные и поливочные нужды) при поддержании требуемого напора;
- экологически чистые высоконапорные полимерные трубопроводы транспортируют воду до потребителей без потерь и без ухудшения её качества;
- установленные перед потребителями (на вводах в здания) регуляторы понижают (при необходимости понижения) давление до необходимых и достаточных значений;
- комплектные повысительные насосные установки заводского изготовления повышают (при необходимости повышения) давление во внутренних системах водоснабжения многоэтажных зданий;
• система M-Bus позволяет автоматически снимать показания со счётчиков воды, как на водозаборных сооружениях, так и на вводах в каждое здание, передавать информацию на диспетчерский пункт для дальнейшего хранения, обработки и печати данных.
При любой схеме предусматривается местное, дистанционное и автоматическое управление насосами, а также система диспетчеризации. Последняя позволит выполнять мониторинг работы оборудования и мониторинг состояния источника водоснабжения.
Обоснование финансовой потребности по источникам
Финансовые потребности, необходимые для реализации Программы, обеспечиваются за счет средств внебюджетных источников:
- мероприятия по реконструкции и модернизации системы водоснабжения;
- мероприятия по новому строительству объектов системы теплоснабжения;
- разработка проектно-сметной документации на строительство сетей водоснабжения;
- разработка проектно-сметной документации на строительство водозаборных сооружений.
- строительство сетей водоснабжения;
- строительство водозаборных сооружений производительностью.
Определение эффекта от реализации мероприятий
Развитие услуг в области водоснабжения напрямую связано с социально-экономическим развитием Боградского сельсовета. При проведении мероприятий реконструкции и модернизации системы водоснабжения прогнозируется повышение надежности функционирования системы водоснабжения, складывающееся из показателей, характеризующих работу в целом.
Надежность обслуживания, количество аварий и повреждений на 1 км сетей в год:
2017 г. – 1 единица;
2018 г. – 1 единица;
2019 г. – 0,1 единицы;
2020 г. – 0,1 единицы;
2021 г. – 0,1 единицы;
Износ основных фондов:
2017 г. – 75%;
2018 г. – 80%;
2019 г. – 5%.
2020 г. – 5%;
2021 г. – 5%.
Доля ежегодно заменяемых сетей, % от общей протяженности:
2017 г. – 5%;
2018 г. – 8%;
2019 г. – 15%.
2020 г. – 50%;
2021 г. – 80%.
Уровень потерь:
2017 г. – 28,5%;
2018 г. – 28,0%;
2019 г. – 25,0%.
2020 г. – 25,0%;
2021 г. – 15%.
5. КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОДООТВЕДЕНИЯ
5.1. Анализ существующей организации системы водоотведения, выявление проблем функционирования
Одиночное протяжение главных коллекторов составляет 2,3 км, уличная канализационная сеть – 1,8 км, внутриквартальная и внутридворовая сеть – 0,1 км. Общая протяженность канализационной системы составляет 6,950 км, необходимо заменить 3,5 км сетей.
Существующая система водоотведения общесплавная (бытовые, производственные и дождевые сточные воды отводятся по общей сети). Сети водоотведения выполнены самотечными коллекторами. Степень износа составляет 50%. Трубы водоотводящей сети – чугунные, стальные и асбестоцементные. Очистные сооружения сточных вод отсутствуют.
Мощность установленного оборудования по предприятию в сфере водоотведения составляет 270 тыс. м³ в год.
Также в с. Боград имеются неканализированные жилые дома, в которых централизованного водоотведения не предусмотрено, у потребителей установлены септики. Сточные воды откачиваются из септиков ассенизационной машиной и вывозятся для слива на рельеф от села на расстояние 8 км.
Нормативы потребления по холодному водоснабжению и водоотведению установлены на основании Решения Совета депутатов Боградского сельсовета после рассмотрения в органах регулирования, проведения экспертизы фактических затрат и их экономического обоснования, а также определения доступности тарифов для населения.
В настоящее время состав и техническое состояние имеющихся сооружений водоотведения не соответствуют постоянному увеличению объема поступающих сточных вод.
Проблемными характеристиками сетей водоотведения являются:
- износ сетей составляет – 55%;
- износ и несоответствие насосного оборудования современным требованиям по надежности и электропотреблению.
Требуемые мероприятия:
- строительство очистных сооружений;
- строительство новых сетей водоотведения, с целью замены изношенных сетей и недопущения аварийности на сетях.
В то же время оценка существующих мощностей системы водоотведения, а также масштабов строительства многоквартирных и индивидуальных жилых домов показала, что требуется расчет производительности очистных сооружений в целях нового строительства на территории Боградского сельсовета.
Таблица
Характеристика сети водоотведения Боградского сельсовета
№ |
Показатели |
Ед. изм. |
2017 г. |
2018 г. |
1 |
Одиночное протяжение главных коллекторов, в т.ч.: |
км |
6,950 |
6,950 |
2 |
- нуждающихся в замене |
км |
3,5 |
3,5 |
3 |
Доля сетей, нуждающихся в замене, в одиночном протяжении главных коллекторов |
% |
50,2 |
50,2 |
4 |
Одиночное протяжение уличной канализационной |
км |
1,8 |
1,8 |
5 |
- нуждающейся в замене |
км |
1,0 |
1,0 |
6 |
Доля сетей, нуждающихся в замене, в одиночном протяжении уличной канализационной сети |
% |
55,5 |
55,5 |
7 |
Одиночное протяжение внутриквартальной и |
км |
0,1 |
0,1 |
8 |
в т.ч. нуждающейся в замене |
км |
0,1 |
0,1 |
9 |
Доля сетей, нуждающихся в замене, внутриквартальной и внутридворовой канализационной сети |
% |
100 |
100 |
10 |
Общая протяженность канализационной сети, в т.ч.: |
км |
4,2 |
4,2 |
11 |
- нуждающиеся в замене |
км |
2,3 |
2,3 |
12 |
Доля сетей, нуждающихся в замене, в общей протяженности канализационной сети |
% |
55,0 |
55,0 |
Требуемые мероприятия
Поэтапная реконструкция изношенных сетей водоотведения, имеющих большой износ (55%), с использованием современных бестраншейных технологий:
Проблемы
Надежность системы водоотведения Боградского сельсовета характеризуется как удовлетворительная, так как фактическое значение показателей составило:
- аварийность на трубопроводах – 0,01 ед./км.
- индекс реконструируемых сетей – 0% при норме 4 – 5%;
- удельный расход электроэнергии – 0 кВтч/м³.
Использование в технологии обеззараживания опасного вещества – хлора нет.
Недостаточная эффективность по снятию биогенных загрязнений.
Отсутствие очистных сооружений на территории муниципального образования.
Требуемые мероприятия
Строительство новых сетей водоотведения.
Строительство очистных сооружений.
Основные показатели работы системы водоотведения
В 2017 г. прогнозный объем сточных вод составит _0 тыс. м³/год, что на 0 меньше (больше) факта 2016 г.
Прогнозируемый объем снижения (увеличения) сточных вод произойдет за счет реализации мероприятий Программы, а также при условии нормативной реконструкции сетей – 4–5% в год.
Экономический анализ
Анализ структуры издержек, выявление основных статей затрат
Для анализа структуры издержек и основных статей себестоимости использовалась группировка по стадиям технологического процесса (перекачка, очистка, транспортировка) и по статьям калькуляции на основании Методических рекомендаций по финансовому обоснованию цен на воду и отведению стоков, утвержденных приказом Госстроя России от 28.12.2000 № 302.
Расходы по транспортировке сточной жидкости:
- электроэнергия;
- амортизация;
- ремонт и техническое обслуживание, в т.ч. капитальный ремонт;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- цеховые расходы.
Прочие прямые расходы.
Проблемы эксплуатации систем в разрезе:
надежность, качество, экологичность
Инженерно-технический анализ выявил следующие основные технические проблемы эксплуатации сетей и сооружений водоотведения:
- старение сетей водоотведения, увеличение протяженности сетей с износом до 100%;
- рост аварий, связанных с износом коллекторов, построенных из железобетонных труб и тюбингов, вследствие завершения срока службы и газовой коррозии;
- недостаточная пропускная способность сетей водоотведения в районах уплотнения застройки;
- неорганизованное поступление ливневых, талых и дренажных вод в хозяйственно-бытовую систему водоотведения;
- попадание ненормативно очищенных производственных сточных вод от промышленных предприятий, от предприятий общепита в сети водоотведения ввиду отсутствия локальных очистных сооружений.
Для обоснования технических мероприятий комплексного развития систем водоотведения произведена группировка проблем эксплуатации по следующим системным критериям:
- надежность;
- качество, экологическая безопасность;
- стоимость (доступность для потребителя).
Данная группировка позволяет обосновать эффективность заложенных в настоящей Программе технических мероприятий с точки зрения результативности и подверженности мониторингу.
Надежность (вероятность безотказной работы, коэффициент готовности)
Для целей комплексного развития систем водоотведения главным интегральным критерием эффективности выступает надежность функционирования сетей.
Основные показатели:
- аварийность на трубопроводах – 0,01 ед./км;
- индекс реконструируемых сетей – 0,05 ед./км.
С учетом данных показателей сформированы мероприятия настоящей Программы:
- реконструкция и новое строительство сетей водоотведения;
- строительство очистных сооружений.
Качество, экологическая безопасность
Качество услуг водоотведения определяется условиями договора и гарантирует бесперебойность их предоставления, а также соответствие стандартам и нормативам ПДС сброса на рельеф.
Показателями, характеризующими параметры качества предоставляемых услуг и поддающимися непосредственному наблюдению и оценке потребителями, являются:
- перебои в водоотведении;
- частота отказов в услуге водоотведения;
- отсутствие протечек и запаха.
Таблица
Параметры оценки качества предоставляемых услуг водоотведения
Нормативные параметры |
Допустимый период и показатели нарушения |
Бесперебойное круглосуточное |
а) плановый – не более 8 часов в течение дного месяца |
Экологическая безопасность |
Не допускается превышение ПДВ в сточных |
С учетом данных показателей сформированы мероприятия настоящей Программы – строительство очистных сооружений.
4.2. Программа развития водоотведения
Основные направления модернизации системы водоотведения
Мероприятия Программы предусматривают, в первую очередь, обеспечение нормативной степени очистки. Это достигается за счет строительства очистных сооружений канализации, полной замены сетей водоотведения. При этом главной задачей является качественное улучшение показателей очищенных сточных вод при сбросе на рельеф за счет применения современных технологий и оборудования.
Модернизация системы водоотведения обеспечивается выполнением следующих мероприятий:
- строительство очистных сооружений позволит повысить технические и экологические показатели работы, снизит отрицательное влияние на окружающую среду.
- полная замена сетей водоотведения, с использованием современных технологий.
Для выполнения целевых показателей разработаны следующие основные мероприятия:
1. Строительство канализационных очистных сооружений:
2. Строительство сетей водоотведения.
Основная принимаемая схема – система централизованного водоотведения.
Основные элементы систем водоотведения:
- безнапорные канализационные трубопроводы из двухслойных гофрированных полиэтиленовых труб без потерь отводят сточные воды от потребителей до канализационных насосных станций или очистных сооружений;
- напорные канализационные трубопроводы из полиэтиленовых труб без потерь транспортируют сточные воды от канализационных насосных станций до очистных сооружений и очищенных сточных вод до выпуска;
- канализационные насосные станции перекачивают в автоматическом режиме сточные воды на очистку и очищенные сточные воды на выпуск;
- канализационные очистные сооружения вертикального типа очищают сточные воды до требований к сбросу в водоемы рыбохозяйственного назначения.
Предполагается перекладка изношенных канализационных сетей и сетей с контруклонами и заниженными диаметрами.
Основные показатели работы системы водоотведения
с учетом перечня мероприятий
Основными производственными показателями работы системы водоотведения с учетом перечня мероприятий до 2021 года являются:
- пропущено сточных вод 2017 г. – 68,7 тыс. м³/год;
- внутрицеховой оборот 2017 г. – 0 тыс. м³/год;
- объем реализации 2017 г. – 68,7 тыс. м³/год.
При этом ожидаются следующие результаты:
- сокращение удельного водопотребления в результате водосберегающих мероприятий, уменьшение объема стоков, собираемых в систему водоотведения.
- регулярная санация канализационных коллекторов с применением ТВ инспекции, а также своевременный ремонт сетей малого диаметра приведет к уменьшению инфильтрационной воды, попадающей через негерметичные стенки.
- сокращение количества инфильтрационной, ливневой и прочей условно-чистой воды, попадающей в канализацию.
- применение бестраншейных способов реновации сетей, труб из современных материалов приведет к удешевлению стоимости ремонта, увеличению срока службы и повышению надежности сетей.
- строительство очистных сооружений позволит решить проблему утилизации сточных вод и улучшению экологической ситуации в муниципальном образовании.
- целесообразно строительство локальных очистных сооружений на промышленных предприятиях с целью доведения состава стока до уровня бытового, что позволит использовать илы канализационных очистных сооружений в сельском хозяйстве.
Обоснование финансовой потребности по источникам
Финансовые потребности, необходимые для реализации Программы, обеспечиваются за счет средств республиканского бюджета:
- мероприятия по новому строительству очистных сооружений;
- мероприятия по новому строительству сетей водоотведения.
Определение эффекта от реализации мероприятий
Развитие услуг в области водоотведения напрямую связано с социально-экономическим развитием Боградского сельсовета. При проведении мероприятий реконструкции и модернизации системы водоотведения прогнозируется повышение надежности функционирования системы, складывающееся из показателей, характеризующих работу в целом.
Надежность обслуживания, количество аварий и повреждений на 1 км сетей в год:
2017 г. – 1 единица;
2018 г. – 1 единица;
2019 г. – 0,1 единицы;
2020 г. – 0,1 единицы;
2021 г. – 0,1 единицы;
Износ основных фондов:
2017 г. – 75%;
2018 г. – 80%;
2019 г. – 5%.
2020 г. – 5%;
2021 г. – 5%.
Доля ежегодно заменяемых сетей, % от общей протяженности:
2017 г. – 5%;
2018 г. – 8%;
2019 г. – 15%.
2020 г. – 50%;
2021 г. – 80%.
6. Оценка эффективности
Реализация Программы к 2021 году должна привести к значительному социально-экономическому эффекту, в том числе к повышению качества жизни граждан, путем обеспечения их коммунальными услугами нормативного качества при эффективной работе коммунальной инфраструктуры Боградского сельсовета.
Экономический эффект реализации Программы включает следующие аспекты:
снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры:
2017 год - до 64,3%
2018 год - до 40,2%;
2019 год - до 28,2%;
2020 год – до 20%;
2021 год – до 20%.
снижение доли потерь тепловой энергии в общем количестве поданных в сеть ресурсов к уровню 2015 года (с нарастающим итогом):
2017 год - на 7%;
2018 год - на 75%;
2020 год - на 80%;
2020 год – до 85%;
2021 год – до 90%.
снижение доли потерь воды в общем количестве поданных в сеть ресурсов к уровню 2015 года (с нарастающим итогом):
2017 год - до 68%;
2018 год - до 40%;
2019 год - до 25%;
2020 год – до 20%;
2021 год – до 15%.
снижение уровня аварий и инцидентов на объектах коммунальной инфраструктуры к уровню 2015 года (с нарастающим итогом):
2017 год - на 35%;
2018 год - на 75%;
2019 год - на 80%;
2020 год – до 85%;
2021 год – до 90%.
7. Правила
Предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение затрат по капитальному ремонту систем коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности.
7.1. Общие положения
7.1.1. Настоящие Правила определяют порядок и условия возмещения юридическим лицам, затрат по капитальному ремонту систем коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности.
7.1.2. Субсидии на возмещение затрат по проведению капитального ремонта систем коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности (далее – субсидии) предоставляются за счет средств бюджета поселения юридическим лицам (далее – получатели субсидий).
7.1.3. Главным распорядителем указанных в пункте 7.1.2 настоящих Правил средств бюджета поселения является администрация.
7.1.4. Субсидии предоставляются в целях возмещения затрат юридическим лицам на капитальный ремонт систем коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности, в том числе:
- котельных;
- объектов водоснабжения;
- сетей водопровода;
- сетей теплоснабжения;
- объектов и сетей электроснабжения.
7.1.5. Субсидии предоставляются юридическим лицам, определенным по результатам отбора.
7.1.6. Субсидии предоставляются в пределах средств, предусмотренных в бюджете поселения на указанные цели.
7.2. Порядок отбора юридических лиц для предоставления субсидий
7.2.1. Администрация на основании постановления определяет сроки и порядок проведения отбора, формы заявок юридических лиц.
Оценке подлежат заявки, представленные в срок по установленной форме.
7.2.2. Администрация осуществляет сбор представленных заявок и отбор юридических лиц, претендующих на получение субсидии.
К участию в отборе, для предоставления субсидий допускаются юридические лица, осуществляющие эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности.
7.2.3. Требования, предъявляемые к юридическому лицу:
1) юридическое лицо не должно находиться в состоянии ликвидации, банкротства или приостановления деятельности;
2) на имущество юридического лица не должен быть наложен арест или обращено взыскание в установленном порядке;
3) юридическое лицо не должно иметь просроченной задолженности по ранее предоставленным ему бюджетным средствам на возвратной и возмездной основах;
7.2.4. Отбор на получение субсидий осуществляется по следующим критериям:
- юридическое лицо осуществляет эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности, по которым выполнен капитальный ремонт;
- величина износа объектов коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности, по которым выполнен капитальный ремонт - не менее 60%.
7.3. Условия предоставления субсидий
7.3.1.Субсидии предоставляются юридическим лицам, отобранным для получения субсидий, при соблюдении ими следующих условий:
- объекты коммунальной инфраструктуры переданы по долгосрочным договорам безвозмездного пользования на срок более трех лет;
- отсутствие просроченной задолженности по выплате заработной платы;
- согласование с администрацией перечня объектов, по которому осуществляется капитальный ремонт систем коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности;
- фактическое пообъектное выполнение капитального ремонта систем коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности в текущем финансовом году, в соответствии с перечнем.
7.4. Порядок предоставления субсидий
7.4.1. Субсидии предоставляются юридическому лицу на основании соглашения, заключенного между администрацией и получателем субсидий.
7.4.2. Заявки на получение субсидий представляются получателем субсидии в администрацию пообъектно, по факту выполненных работ систем коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности.
7.4.3. К заявке, представляемой в администрацию по форме, утвержденной постановлением, прилагаются:
- справка из бухгалтерии юридического лица об отсутствии просроченной задолженности по заработной плате и по ранее предоставленным ему бюджетным средствам на возвратной и возмездной основах;
- копии договоров безвозмездного пользования по эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности;
- справка из бухгалтерии юридического лица о величине износа объекта коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности, по которому выполнен капитальный ремонт;
- документы, подтверждающие фактические расходы, в том числе:
- в случае, если капитальный ремонт объекта коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности выполнен с привлечением подрядной организации, к заявке прилагаются: копии договоров подряда, дефектных ведомостей, сметных расчетов, справок формы № КС-2 (акт приемки выполненных работ, определяющего объемы и стоимость выполненных работ), № КС-3 (справки о стоимости выполненных работ и затрат), платежных поручений на оплату выполненных работ;
- при выполнении работ по капитальному ремонту объекта коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности непосредственно юридическим лицом, к заявке прилагаются: копии дефектных ведомостей, договоров купли–продажи, счетов–фактур, накладных, платежных поручений на оплату выполненных работ и (или) приобретенного оборудования, нарядов, актов опробования оборудования, допусков оборудования в работу.
7.4.4. Администрация в течение 10 рабочих дней с даты получения заявки осуществляет проверку полноты и правильности оформления представленных документов и принимает решение о предоставлении юридическому лицу субсидий за выполненный объем работ по объекту коммунальной инфраструктуры или об отказе в предоставлении субсидии.
Основания принятия решения об отказе в предоставлении субсидии:
- несоответствие требованиям пунктов 7.2.3, 7.2.4, 7.3.1 настоящих Правил;
- выявление недостоверной информации в представленных документах.
7.4.5. Заявки, представленные не по установленной форме, с приложением неполного пакета документов, рассмотрению не подлежат и возвращаются в течение двух рабочих дней с момента представления. Юридическое лицо имеет право повторно подать документы в администрацию в течение 7 рабочих дней.
7.4.6. В случае, если получателем субсидий нарушены условия предоставления субсидий, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета поселения, в течение 15 рабочих дней со дня получения письменного требования о возврате данных сумм, в установленном порядке.
Приложение 1
к постановлению администрации
Боградского сельсовета
от 14.11.2016 г. № 199
Система программных мероприятий
№ п/п |
Содержание мероприятия |
Цель мероприятия |
Исполнитель |
Срок исполнения |
Источник финансирования |
Объем финансирования по годам (тыс.руб.) |
||||||
2017 г |
2018 г |
2019 г |
2020 г |
2021 г |
ИТОГО: |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
1. Перечень мероприятий |
||||||||||||
1.1 |
Тепловые сети с.Боград |
Замена трубопровода на полипропиленовый Ф-89 с запорной арматурой |
Администрация Боградского сельсовета |
2016 -2020 |
Бюджет РХ |
|
|
|
|
|
|
|
местный бюджет |
300,0 |
400,0 |
500,0 |
200,0 |
200,0
|
1600,0 |
||||||
1.2 |
Строительство очистных сооружений |
Поддержание экологии и санитарных норм на территории Боградского сельсовета. |
Администрация Боградского сельсовета |
2016 -2020 |
Бюджет РХ |
|
|
|
|
|
|
|
местный бюджет |
|
|
|
|
|
|
||||||
1.3 |
Строительство водонапорных башен «Рожновского» 8 шт. |
Для бесперебойного обеспечения водоснабжением граждан |
Администрация Боградского сельсовета |
2016 -2020 |
Бюджет РХ |
|
|
|
|
|
|
|
местный бюджет |
|
|
|
|
|
|
||||||
1.4 |
Капитальный ремонт дымовой трубы котельная «Центральная» |
Поддержание экологии и санитарных норм на территории Боградского сельсовета. |
Администрация Боградского сельсовета |
2016 -2020 |
Бюджет РХ |
|
|
|
|
|
|
|
местный бюджет |
|
|
|
|
|
|
||||||
1.5 |
Замена глубинных насосов |
Для бесперебойного обеспечения водоснабжением граждан |
Администрация Боградского сельсовета |
2016 -2020 |
Бюджет РХ |
|
|
|
|
|
|
|
местный бюджет |
|
|
|
|
|
|
||||||
1.6 |
Обустройство зон санитарной охраны на водоисточники, разработка проектов |
Поддержание экологии и санитарных норм на территории Боградского сельсовета. |
Администрация Боградского сельсовета |
2016 -2020 |
Бюджет РХ |
|
|
|
|
|
|
|
местный бюджет |
|
|
|
|
|
|
||||||
ИТОГО: |
Бюджет РХ |
|
|
|
|
|
|
|||||
местный бюджет |
300,0 |
400,0 |
500,0 |
200,0 |
200,0 |
1600,0 |
||||||